http://sitevoronej.ru/wp-content/uploads/2015/06/1.jpg

Во времена Петра I Воронежу предстояло сыграть важную роль в истории нашего государства.
В конце XVII века Русское государство начало войну с Турцией за выход в Азовское и Черное моря. При впадении Дона в Азовское море стояла турецкая крепость Азов. Первый поход Петра I с целью завоевания турецкой крепости закончился поражением – русская армия в то время не имела военно-морского флота. Тогда царь решил заложить верфь и построить такой флот в Воронеже. Строительство началось зимой 1695 года.
Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота, поскольку город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли вековые дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие.
Тысячи жителей из окрестных городов были собраны на строительство флота в Воронеж. Стук топоров стоял с утра до вечера. Царь Петр I сам руководил строительством: его высокую фигуру с топором в руках постоянно видели в гуще работ.
Наконец наступил торжественный момент. К весне 1696 года были готовы два больших корабля и несколько десятков мелких. Так, 2 апреля 1696 года на воду была спущена большая галера «Принципиум», 26 апреля – многопушечный корабль «Апостол Петр».
Уже летом 1696 строительство флота было закончено, и Петр I совершил второй поход против турок. Русские войска одержали победу, в результате которой Россия получила выход в Азовское море и вернула себе ранее принадлежащие земли.
Немного позже Петр стал создавать флот и на Балтийском море, но колыбелью военно-русского флота по праву считается Воронеж. Строительство кораблей в нашем крае продолжалось до 1711 года.

***

Литература:

          Аббасов А. М. Воронеж исторический / А. М. Аббасов. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 2003. – 352.
Аббасов А. М. Петр I на земле Воронежской / А. М. Аббасов // Воронеж – колыбель флота русского: Петровский сборник. – Воронеж, 1995. – С. 54 – 72.
Аббасов А.М. Воронеж исторический / А.М.Аббасов.- Воронеж: Центр. -Чернозем. кн. изд-во, 2003.- 352 с.
Воронеж: встреча с прошлым и настоящим: историко-архитектурный иллюстрированный справочник-путеводитель по культурно-историческим памятникам / Сост. В. Мальцев. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008. – С. 10-14.
Воронежские корабли: Зарождение Российского регулярного флота: Учебно — метод. пособие. – Воронеж: Родная речь, 1996. – 123 с.
Воронежский край в XVIII веке. Документы и материалы по истории края.- Воронеж: Изд-во «ВГУ», 1980.
Воронежский край на южных рубежах России (XVII – XVIII вв.). – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981.
Глазьев В. И грянул бой! Полтавский бой! / В. Глазьев // Воронежский курьер. – 2009. – 11 июля.
Дыгало В. История Корабля / В. Дыгало. – М.: Изобразительное искусство, 1991. – 62 с.
Елагин С. И. История русского флота: Период Азовский // С.И.Елагин. – Воронеж: Центр. – Черноземн. кн. изд-во, 1997. – 352 с.
Елецких В.Л. Воронеж. Город воинской славы / В.Л. Елецких. – Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2011. – 48 с.
Загоровский В. П. Петр Великий на воронежской земле// В.П.Загорвоский. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995. – 166 с.
Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. Загоровский. – Воронеж: Центр. -Чернозем. кн. изд-во, 1982. – 311 с.
Загоровский В.П. История Воронежской области: учебное пособие для средней школы / В.П. Загоровский, Ф.С. Олейник, Е.Г. Шуляковский. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1976. – 160 с.
Комолов Н.А. Город Воронеж от начала кораблестроения до губернской реформы Екатерины II. 1696-1775 / Н.А. Комолов. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2011. – 44 с.
Кретова О. К. Русский город Воронеж / О. К. Кретова. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 1986. – 239 с.
Кто есть кто: Новейший справочник школьника. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – С. 780 – 781.
Наш Воронеж / Под ред. А. М. Фактор. – Воронеж: Кварта, 2002. – 30 с.
Очерки истории Воронежского края. Том I / Под ред. Е.Г. Шуляковского. — Воронеж: Изд-во «ВГУ», 1961.
Панова В.И. История Воронежского края: учебн. — методич. пособие / В.И. Панова. — 4-е изд., доп. – Воронеж: «Родная речь», 2004. – 287 с.
Пульвер Е.А. Воронежская мозаика / Е.А. Пульвер, Ю.Е Пульвер. — Воронеж: Центр. Черноземное изд-во, 1983. – 207 с.
Силин В. Предвидение / В. Силин // Коммуна. – 2010. – 7 мая.
Тарасова Е. У истоков русского флота / Е. Тарасова // Здравствуй. – 2010. — № 20.
Чубурин П.Ф. Земля Воронежская. Рассказы об истории и природе Воронежской области для учащихся 4-х классов / П.Ф. Чубурин. – Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1984. – 80 с.

—————————-

За Белгородской чертой, к югу от Воронежа, простиралась степь, которая доходила до Чёрного и Азовского моря. Эти земли были опустошены кочевниками в XI—XIV веках, а Северное Причерноморье находилось во власти крым¬ских татар и турок. При впадении Дона в Азовское море возвышалась турецкая крепость Азов, которая закрывала выход в море. В конце XVII столетия окрепшее государство Русское начало борьбу с Крымским ханством и Турцией за исконные русские земли и выход к морю.

В 1695 году правитель Петр I со своей армией совершил легендарный поход под Азов, но русским воинам не удалось овладеть вражеской крепостью, так как в Азовском море беспрепятственно плавал турецкий флот и снабжал солдат продовольствием, оружием и боеприпасами. Поэтому для овладения Азовом Российскому государству был нужен мощный военный флот. А строить его решили у Воронежа.

Осенью 1695 русские воины прекратили осаду Азова, а уже зимой началось сооружение флота. Жители Воронежа оказались умелыми судостроителями-плотниками, так как имели значительный опыт в изготовлении речных судов. Петр I приказал на строительство кораблей собрать более 20 тысяч мелких служилых людей и крестьян из окрестных сел и городов. Сам царь и дворяне, которые руководили постройкой кораблей, обращались со строителями-крестьянами очень жестко. Многие работники бежали в леса, но их всё равно возвращали на верфи.

К весне 1696 года были готовы два крупных военных корабля и несколько мелких. А русская армия снова направилась к Азову. Русский флот на этот раз отрезал осажденную морскую крепость, и турецкие корабли Азову не смогли помочь. Таким образом, Российское государство получило выход к морю. Хотя через несколько лет создание флота началось также на Балтийском море, но по праву колыбелью русского военного флота считается Воронежский край. Сооружение парусных военных кораблей здесь велось 15 лет, а также были построены верфи у села Таврова возле устья реки Воронеж и у города Павловска, где Осередь впадает в Дон.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники