Балет «Рис»Фото: Игорь ФИЛОНОВ

Реклама

Две недели Международного Платоновского фестиваля позади. С 3 по 14 июня в
Воронеже была настоящая культурная эпидемия — каждый день шли спектакли,
концерты в филармонии и под открытым небом, выставки, встречи с писателями,
представления уличных театров.


Можно сказать, что пятый юбилейный фестиваль стал самым масштабным по
количеству мероприятий за всё время его проведения. Если количество спектаклей и
концертов практически не изменилось, то заметно увеличилось число выставок и
событий в литературной программе. В этом году зрители фестиваля могли посмотреть
10 экспозиций, хотя обычно проходит 5 — 6 выставок. И всё большей популярностью
пользуется уличный театр, артисты которого не только устраивали шествие на
проспекте Революции, но и проводили бесплатные представления для всех желающих.
Вспоминаем три необычных спектакля прошедшего форума искусств.


Балет о цикличности жизни

Фестиваль оказался богатым и на российские
премьеры. Именно в Воронеже впервые в нашей стране показали спектакли театров
Казахстана, Таджикистана, Великобритании, Грузии и других стран. Так, воронежцы
первыми увидели балет «Рис» театра танца Тайваня «Клауд Гейт». Постановка при
полных аншлагах прошла в театре оперы и балета 12 и 13 июня.


Над балетом «Рис» художественный руководитель Лиин Хвай Мин работал несколько
лет. Только в течение двух лет шли съёмки, как жители тайваньской деревни
выращивают рис. Кадры земли, залитой водой, необъятных зелёных полей и горящих
остатков стеблей риса после сбора урожая стали декорациями к спектаклю. Балет
отличается от постановок западных хореографов сочетанием элементов боевых
искусств и медитативных практик. Как говорит Лиин Хвай Мин, танцоры изучают
боевые искусства не для копирования, а для того, чтобы натренировать тела.


— Мы берём только принципы движения и каждый раз стараемся ставить новое, что
ещё никогда не делали, — говорит Лиин. — Мне всё время приходится что-то
придумывать, потому что танцоры могут сказать: «Мы уже делали это, уже
неинтересно».


Контроль над телом, который демонстрировали тайванские танцоры, впечатлял.
Иногда даже казалось, что они стали частью мира природы, частью рисовых полей и
действо происходит в другой вселенной. Правда, зрителей из мира танца на землю
возвращали периодически звонившие мобильные телефоны, обладатели которых не
удосужились их отключить перед началом спектакля.


Лиин Хвай Мин в своём балете хотел показать цикличность мира на примере
выращивания риса. Зрители увидели сцены, символизирующие землю, ветер, опыление
риса, солнечный свет, зёрна риса, огонь и воду, которая на экранах заполнила всё
пространство сцены под конец спектакля. Восточная философия, совмещённая с
элементами классической хореографии, оказалась близка и понятна зрителям. После
спектакля зал несколько минут стоя аплодировал танцорам, долго не отпуская их за
кулисы.


Инопланетянка Фро

В рамках Платоновской программы фестиваля зрители могли посмотреть и сравнить
два спектакля по рассказу Платонова «Фро» — «Афродита» московского театра
«Сфера» и «Фро» Рижского русского театра им. Чехова. Две постановки оказались
совершенно разными и по сценографии, и по эмоциональному накалу. О том, как
воронежцы принимали «Афродиту», наш портал уже писал.


«Фро» показали в драмтеатре им. А.Кольцова 10 и 11 июня. К сожалению, в
Воронеж не смог приехать режиссёр спектакля Руслан Кудашов. Как рассказала
актриса Рижского театра Екатерина Фролова, практически перед самым отъездом на
фестиваль Руслан попал в больницу. На главного режиссёра Большого театра кукол в
Петербурге напали возле дома трое неизвестных и избили. Сейчас он проходит курс
реабилитации. Артисты очень за него переживают и желают скорейшего
выздоровления.



Режиссёр Руслан Кудашов задумывал персонажей «Фро», будто сошедших с картин
Казимира Малевича, ведь художник и писатель жили в одну эпоху. Пятна чистых
цветов — красного, синего, жёлтого, белого — были и в декорациях, и в костюмах
героев. И люди такие же — цельные, всё делают в полную силу. Через всю
постановку лейтмотивом проходит заводная песня Bella ciao, словно показывая, что
унывать нельзя, несмотря ни на что. Немного фарса, танцев и сложных декораций
добавили спектаклю лёгкости и воздушности.


— Этот спектакль о вселенской любви, и делался он в любви, я первый раз
столкнулась с тем, что режиссёр говорит шёпотом во время репетиций, — поделилась
исполнительница роли Фро Екатерина Фролова. — Для себя я свою героиню определила
как инопланетянку. Она не может существовать без любви, очень ранимая и
открытая.


Особое впечатление на зрителей произвели декорации. В конце спектакля
белоснежные рушники, которые висели от пола до потолка, поднялись. Их концы
находились в ёмкостях с водой. Звук падающих капель создал эффект дождя, во
время которого Фро и её муж Фёдор наконец-то встретились. А в глубине сцены
стояло колесо, судя по всему, символизирующее вечное движение. И привести его в
движение могли только двое — Фро и Фёдор, под звуки грома и очищающей льющейся
воды. После обоих показов спектакля зрители кричали артистам «браво» и долго их
не отпускали.


«Кабаре Брехт» с антивоенными лозунгами

На прошлом Платоновском фестивале одним из самых запоминающихся и сильных
спектаклей был «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта в
постановке Юрия Бутусова. Поэтому многие хотели посмотреть спектакль Театра
имени Ленсовета «Кабаре Брехт», поставленный Бутусовым. Режиссёр на этот раз
работал не с конкретным произведением, а с биографией немецкого драматурга
Бертольда Брехта. В спектакле участвуют выпускники Санкт-Петербургской академии
театрального искусства.


«Кабаре Брехт» — их дипломная работа, премьера состоялась осенью 2014 года. В
постановке звучит музыка немецкого композитора Курта Вайля, который работал
вместе с Брехтом. Артисты поют зонги (от нем. der Song — вид баллады часто
гротескного и пародийного характера) на немецком, английском, русском и
французском языках.



Трёхчасовой спектакль «Кабаре Брехт» зрители могли оценить 10 и 11 июня в
Воронежском концертном зале. Артисты с первых же минут удивили зал, заявив: «Вы
можете делать всё что угодно — ходить, разговаривать по телефону. Мы хотим,
чтобы от удовольствия вам захотелось курить настолько, что вы начнёте дымить
прямо в зале, не дожидаясь антракта, если у вас есть зажигалки и пепельницы!»
Кстати, никто из зрителей не откликнулся на призыв актёров — телефоны не
звонили, да и курил на сцене только Бертольд Брехт в исполнении актёра Сергея
Волкова.


— Брехт оказался очень хорошим учителем, у которого я очень много впитал, —
рассказал Сергей Волков. — С появлением Брехта пришло понимание, что мир совсем
не прекрасен, что он болен, что нет одной правильной точки зрения. Нужно
стараться постоянно быть думающим человеком, потому что очень быстро костенеешь.
Главное — личность человека. Брехт позволяет вытащить её наружу через зонги и
прямое общение с залом.


Хотя спектакль «Кабаре Брехт» вошёл в репертуар Театра имени Ленсовета,
ощущение дипломного всё же в нём остаётся. Актёры постарались показать себя во
всей красе — танцевали, пели, читали страстные монологи. Не обошлось без фарса и
пародий. Особенно зрителей насмешила пародия на ведущую Екатерину Андрееву в
программе «Время». Актриса в образе ведущей зачитывала новости из жизни Брехта.
Отдельный «выпуск» был посвящён тому, что фашисты жгут книги, в том числе
Ремарка, Брехта и других писателей. Чтобы взять комментарий у Эриха Марии
Ремарка, Андреева устроила спиритический сеанс под хохот зала.


Трогательно прозвучала через весь спектакль линия отношений Брехта с двумя
любимыми им женщинами: женой — актрисой Еленой Вайгель и близким другом и
любовницей Маргарет Штеффин, для которой драматург доставал редкие
апельсины.


Главный посыл «Кабаре Брехт» получился антивоенным, хотя Юрий Бутусов
говорит, что его интересовал Бертольд именно как драматург и человек. В
постановке прозвучали военные стихи Брехта, композиции To war («На войну»),
Kanonen Song («Солдатская песня») из «Трехгрошовой оперы» и другие композиции.
Слова песен дублировались на русском языке на экране. Все сцены спектакли
выражали одну главную мысль — страшнее и ужаснее войны ничего нет.


Реакция зрителей была разной. Кто-то из выходивших из зала называл спектакль
капустником, кто-то говорил, что актёрам нужно выдать медаль только за то, что
они изумительно поют. В любом случае постановка никого не оставила равнодушным,
а значит, актёры добились поставленной цели.

Ольга ГНЕЗДИЛОВА

Комментировать

http://www.moe-online.ru/news/view/320847.html

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники