В начале апреля Федеральная антимонопольная служба одобрила присоединение «Сильвинита» к «Уралкалию» . При этом последний не только выполнил требования, предъявленные ФАС России, но и в одностороннем порядке взял на себя обязательства по обеспечению покупателей хлористого калия на внутреннем рынке, а также обязался заранее информировать надзорный орган о повышении цен. Что изменится с появлением калийного «исполина» почему отечественные фермеры останутся в выигрыше и какое место займет объединенная компания в мире – в материале Накануне.RU .

Пожалуй, стоит начать с расстановки сил на мировом рынке. В начале текущего года немецкий производитель удобрений K+S приобрел канадскую Potash One (кстати, изначально переговоры о совместной добыче велись с российским холдингом «Еврохим», но они закончились ничем). Англо-австрийская BHP Billiton сделала предложение о покупке крупнейшему производителю калия Potash Corp. Налицо тенденция к укрупнению и формированию структур, которые в новых посткризисных реалиях смогут не только минимизировать издержки, но и вкладываться в инвестпрограммы. Этого же аналитики рынка ожидают и от грядущего объединения «Уралкалия» и «Сильвинита». «Основной синергетический эффект заключается в том, что рыночная доля объеденной компании на мировом рынке удвоится. Кроме того, доля БКК, экспортного трейдера «Уралкалия» и «Беларуськалия», с присоединением к ним «Сильвинита» на мировом рынке превысит 40%. Компании перестанут конкурировать и начнут проводить согласованную экспортную политику», — отметил в разговоре с Накануне.RU старший аналитик сектора производства удобрений, транспорта и машиностроения «Альфа-банка» Георгий Иванин . По его словам, можно ожидать, что сокращение затрат объединенной компании составит порядка $100 млн к 2013 г. (около 4% EBITDA). А уже в этом году могут сократиться административные расходы, улучшений можно ожидать в логистическом и маркетинговом направлении.

Стоит также отметить, что во всем мире инвестпроекты в калийной отрасли требуют значительных финансовых затрат при достаточно большом сроке реализации, и, соответственно, позволить себе такую политику могут лишь крупные игроки. По отдельности ни «Уралкалий», ни «Сильвинит», ни какая-либо другая российская компания до сих пор не могла себе позволить в перспективе такую инвестиционную программу, которая уже совсем скоро может стать реальным проектом для объединенного «Уралкалия». Можно логично предположить, что крупнейший мировой игрок (80-85% продукции поставляется на экспорт) выгоден для России (сюда можно отнести и рост налоговых отчислений, и развитие социальных программ).

В антимонопольной службе отмечают, что консолидация российских производителей будет способствовать сохранению за ними лидирующих позиций в мире («Уралкалий», объединившись с «Сильвинитом», войдет в тройку мировых лидеров рынка). На сегодняшний день рынок калийных удобрений, по мнению экспертов, восстанавливается быстрыми темпами и в дальнейшем будет расти. «Появился значительный спрос со стороны фермеров. В течение 2010 г. фермеры поняли, что цены на с/х продукцию растут, а значит, появляется возможность покупать калий. Это приводит к постепенному росту объемов производства. Рост спроса со стороны Бразилии, Юго-Восточной Азии и других традиционных рынков, очевидно, продолжится, да и Европа и Америка постепенно восстанавливаются», — говорит Константин Юминов, аналитик «Rye, Man and Gor Securities» . «Восстановление цен на сельскохозяйственную продукцию и последовавшее за ним существенное укрепление мирового спроса на калий позволило «Уралкалию» вернуться к докризисным объемам производства в 2010 г., то же самое справедливо и для «Сильвинита». В связи с ожидаемым дальнейшим ростом калийного рынка компании намерены продолжать наращивать производственные мощности – как за счет органического роста, так и за счет реализации масштабной инвестиционной программы. После завершения присоединения производственные мощности и инвестиционные мероприятия объединенной компании позволят ей произвести 13 млн т калия в 2012 г., что сделает ее одним из лидеров на мировом рынке калия», — отметил Владислав Баумгертнер, генеральный директор ОАО «Уралкалий» .

Для справки: Согласно финансовой отчетности «Уралкалия» и «Сильвинита» за 2010 г. по МСФО, выручка ОАО «Уралкалий» в прошлом году составила 51, 592 млрд руб. (это на 53% больше чем в 2009 г.). Чистая выручка от продаж составила 40,603 млрд руб. (+39% к 2009 г.), скорректированная EBITDA – 24,298 млрд руб. (+48% к 2009 г.). Чистая прибыль предприятия выросла на 83% по сравнению с 2009 г. и составила 16,654 млрд руб. (годом ранее – 9,095 млрд руб.). Объем продаж хлористого калия в 2010 г. у «Уралкалия» – 5,1 млн т. Это рост более чем в два раза по сравнению с 2009 г. (тогда эта цифра равнялась 2,5 млн т). Выручка ОАО «Сильвинит» составила 39,025 млрд руб. (+16% к 2009 г.), чистая выручка от продаж выросла на 9% (34,925 млрд руб. против 32,083 млрд руб. в 2009 г.). EBITDA -18,335 млрд руб., чистая прибыль составила в 2010 г. 11,532 млрд руб. (+ 10% к 2009 г.). Объем продаж хлористого калия составил 4,9 млн т, таким образом, прибавив 39% по отношению к 2009 г.

Несмотря на заинтересованность ФАС в укреплении отечественных производителей на мировом рынке, основные усилия ведомства все же нацелены на защиту российских покупателей – фермеров и производителей сложных удобрений. Поэтому ФАС предъявила «Уралкалию» целый ряд условий, направленных на защиту интересов отечественных потребителей. Так, надзорный орган предписал разработать маркетинговую политику, устанавливающую недискриминационные условия распределения объемов на российском рынке. Кроме того, «Уралкалию» необходимо было сформировать единый порядок ценообразования для каждой из групп потребителей.

Также в качестве еще одного условия антимонопольщики указали на необходимость разработать и утвердить к применению правила корпоративного поведения, благодаря которым «Уралкалий» и сможет выполнить взятые на себя в одностороннем порядке обязательства. Среди таковых – удовлетворение потребностей покупателей хлористого калия на российском рынке, согласование с ФАС всех изменений сбытовой и маркетинговой политики, а также предварительное информирование службы о планируемом повышении цен.

Уже упомянутая маркетинговая политика в отношении внутреннего рынка предполагает сохранение льготного ценообразования для поставок в России. «Уралкалий» заинтересован в развитии внутреннего рынка калия, поэтому намерен и в дальнейшем поддерживать отечественных сельхозпроизводителей. В частности компания предоставляет премии производителям сложных удобрений на те объемы продукции, которые поставляются в составе сложных удобрений на внутренний рынок», — рассказали в «Уралкалии». Кстати, в основе разработанного калийной компанией документа лежат Правила недискриминационного доступа к хлористому калию. Они были разработаны и утверждены антимонопольным органом в ноябре прошлого года.

В целях поддержания и развития отечественного сельского хозяйства цена на калий, который остается на внутреннем рынке, существенно ниже экспортной, однако эти поставки также выгодны «Уралкалию» — за счет существенной экономии на транспортных издержках.

Для справки: В ноябре 2010 г. и «Сильвинит», и «Уралкалий» подписали контракты с основными производителями сложных удобрений — ОХК «Уралхим», МХК «Еврохим», «Фосагро», ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения», ОАО «Минудобрения» (Россошь) и «Акрон» — о поставках хлористого калия в 2011–2013 гг. В 2011 г. Правила предусматривают, что поставки будут осуществляться по минимальной экспортной цене, но с учетом ряда скидок. Механизм премирования позволяет «сложникам» покупать часть объемов хлоркалия на льготных условиях. Заключенные контракты позволят полностью удовлетворить потребности российского сельского хозяйства.

Если Вы заметили ошибку, выделите текст, ее содержащий, и нажмите Ctrl + Enter

Источник: http://www.nakanune.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники