Наверное, у военного летчика, Героя Советского Союза, было бы вполне резонно поинтересоваться, сколько же вражеских самолетов он сбил. Но обычно, когда об этом спрашивают Александра Семеновича Кириллова, он с улыбкой отвечает, что старался не ввязываться в воздушные бои…

— У наших Ил-2 была иная миссия: поражать цели на земле — танки, бронемашины, самолеты на аэродромах. Если противник не препятствовал выполнению этой задачи, мы в поединок не вступали. Но случалось всякое. Лично я все-таки сбил один немецкий истребитель и два — в групповом бою, что подтвердилось фотоконтролем. Без него сбитые вражеские самолеты не засчитывались. Но награды и я, и мои товарищи получали не за это…

Тридцатого мая Кириллову исполняется девяносто. Он сегодня единственный в Липецке живой участник Великой Отечественной, удостоенный звания «Герой Советского Союза». А в 1941-м ему было двадцать. Был он курсантом военно-авиационного училища. В то лето каникулы отменили, шла усиленная подготовка к досрочному выпуску. А в августе 42-го на подмосковный аэродром «Чкаловск» прибыл командир эскадрильи 41-го штурмового авиаполка Евгений Ресслер. Молодым летчикам передали новенькие Ил-2, и командир повел эскадрилью на воронежский аэродром «Эртиль».

…Саша Кириллов воистину был мальчишкой своего времени. И мечтал, в отличие от нынешних подростков, не от иномарке, а о самолетах. Он родился в деревне под Оренбургом, но школу заканчивал в Оренбурге. Там-то и «заболел» авиацией, поступил в аэроклуб. После десятилетки для него не возникало вопроса — кем быть, где учиться дальше. Не стал препятствием мечте и большой конкурс в Чкаловское училище. Знал ли он, как скоро ему придется выполнять уже не учебные, а боевые задания во фронтовой обстановке? Во всяком случае, к этому готовился. Когда пришло время, он уверенно поднял в воздух свою машину.

Наверное, Кириллову повезло, что первым боевым его наставником оказался Ресслер. Предусмотрительный, он перед началом главных испытаний настойчиво тренировал молодежь на полигоне, где вместо вражеских танков были снопы. Александр с товарищами поражал их из пушек, пулеметов, бомбами.

Насколько хорошо подготовились летчики эскадрильи, стало ясно в операциях в кровопролитной Курской битве.

В сражениях за Воронеж участвовало до ста двадцати гитлеровских бомбардировщиков под охраной сотни истребителей. Наших было меньше. Приходилось брать не числом, а умением.

Эскадрилья капитана Ресслера на бреющем полете атакует немецкую танковую колонну. Летчики Демьянов, Зюбин, Кириллов, Тимонин сбрасывают противотанковые бомбы, делают разворот, поражают уцелевшие машины, а затем из пулеметов стреляют по разбегающимся фашистам. Таким было боевое крещение Александра Кириллова.

Летная судьба его начиналась почти в тех самых местах, где ему довелось жить уже после Победы. Но он тогда, естественно, о том и не подозревал. Бомбил понтонную переправу через Дон, уничтожал самолеты врага на аэродроме в Россоши — тогда на стоянках сгорело более двух десятков немецких машин… А осенью авиаполк перевели на аэродром в Усманском районе.

Опыта набирался с каждым днем. Надо сбросить бомбу точно на немецкий танк? Ну что ж, значит, сбросим, не промахнемся. Когда эскадрилья уходила на базу, внизу полыхали пять немецких танков. Надо разбомбить окопы неприятеля, огневые точки, тяжелые орудия, несмотря на практически нелетную погоду? И это было по плечу.

После освобождения Воронежа полк перебазировался на аэродром «Воронец» близ Ельца, помогая войскам завершить Воронежско-Касторненскую операцию. Задания становились все сложнее. Теперь уже лейтенант, Кириллов вел в бой штурмовиков. Ему двадцать три, но он уже ас. После сражений за Воронеж 41-й штурмовой полк был удостоен наименования «Воронежский», а Кириллов получил орден Красного Знамени. Несколько позднее ему вручили редкую командирскую награду — орден Александра Невского. В Курской битве Александр Семенович участвовал уже как и. о. командира, сменив на этом посту переведенного на новое место службы Ресслера.

Вероятно, о многих эпизодах из летной биографии Кириллова можно было бы написать. Вот один из них.

В районе Севска сложилась критическая ситуация. Советские войска продвинулись на запад километров на двенадцать, но немцы атаковали с севера и юга. Большая группировка советских войск могла оказаться в «мешке». Получен приказ: нанести штурмовой удар по вражеским траншеям. Он просит обозначить нашу линию обороны, чтобы не сбросить бомбы на своих. Сигнальными ракетами обороняющиеся обозначили линию. Летчики сделали несколько заходов и проутюжили немецкие позиции. Артиллерия врага замолчала.

Но к тому моменту самолеты израсходовали весь боекомплект. Кириллов просит разрешения возвратиться на аэродром. Однако разрешения ему не дают. Летчики кружатся над немецкими позициями. Противник прижался к земле, спрятался в блиндажах, не подозревая, что боекомплекта на самолетах уже нет. А в это время наши наземные силы производят передислокацию, готовятся к броску вперед.

Смеркается… Летчики встревожены: когда долетят до аэродрома, совсем станет темно. А аэродром световыми сигналами не оборудован. К тому же в эскадрильи половина состава из недавнего пополнения, «слепой» посадке ребята еще не обучены. Но все обошлось. За этот рейд командующий 65-й армией генерал Батов объявил летчикам благодарность.

Вероятно, все-таки самые памятные бои — первый и последний. Во время последнего вылета в самом конце апреля 45-го Кириллову предстояло бомбить скопление бронетехники и войска близ рейхстага. Как всегда, это было выполнено на «отлично».

…А Звезду Героя Александр Семенович за 129 боевых вылетов получил только в 1946 году. Хотя представлен к высокому званию был еще в 44-м…

Как сложилась послевоенная жизнь Кириллова? Он был направлен в 4-й Авиацентр боевой подготовки и переучивания летного состава в Липецк, где занимался профилактикой безопасности полетов. Довелось ему полетать и на первых реактивных самолетах. В отставку ушел в звании полковника.

Он умел найти общий язык с молодыми, рассказывая им о войне, о мужестве фронтового поколения. Но это и понятно: ведь там, на передовой, он и был таким же молодым…

Понедельник, 30 мая 2011 г.

Источник: http://www.lpgzt.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники